В мурманской гимназии открываются морские классы

Растить со школьной скамьи

Необычное родительское собрание прошло на днях в гимназии № 6. На нем шла речь об открытии в предстоящем учебном году профильного морского 10-го класса. Вообще-то, их будет два - еще и 5-й. Но начать решили со старшего. И встреча настолько заинтересовала мам и пап выпускников 9-х классов, что на мероприятие пришли даже родители ребятишек из соседних учебных заведений. На собрании, где были освещены ключевые моменты поступления, обучения, дальнейших перспектив в плане трудоустройства, выступили партнеры гимназии - представители холдинга «Норебо», а также МГТУ.


- У нас в компании разработана программа подготовки специалистов, которую в этом году мы начинаем воплощать в жизнь, - отметил полномочный представитель дирекции холдинга «Норебо» Владимир Григорьев. - Она касается прежде всего профориентации ребят, желающих впоследствии поступить в морские учебные заведения и работать в море. Мы в них очень заинтересованы. Наши специалисты собираются регулярно встречаться с гимназистами, рассказывать о специфике морских профессий. Ведь многие из ребят не знают даже, к примеру, чем работа судоводителя отличается от труда механика или мастера добычи. В дальнейшем мы собираемся оказывать детям помощь во время учебы в колледже или вузе и в первую очередь с прохождением практики. А окончившим учебное заведение будем готовы предоставить рабочие места на судах холдинга.

Владимир Григорьев, встречаясь с родителями девятиклассников, подчеркнул, что в «Норебо» сегодня требуются работники практически всех морских специальностей: судоводители, судомеханики, рефмеханики, технологи и другие. Плюс к этому компания планирует совместно с МГТУ открыть в мурманском вузе новые факультеты - по судоремонту, а также логистике, поскольку такие специалисты в «Норебо» вскоре будут остро востребованы.

Между романтикой и прозой

Холдинг «Норебо» известен в Мурманске: новые, высокотехнологичные суда, отменное снабжение экипажей и, что немаловажно, солидная зарплата. И запросто, с разгону на работу в него не поступить. Однако на предприятии предметно задумываются об обновлении кадров. Средний возраст плавсостава превышает 40 лет. Многие работники уже подходят к пенсионному возрасту, и, значит, необходимо растить смену - грамотную, амбициозную. Тем более что компании холдинга, а их несколько в стране, расширяют свои мощности. В общем, заинтересованность в молодых сотрудниках с высокой квалификацией очевидна.

Сегодня с новыми кадрами из вузов есть проблема: далеко не все курсанты доходят до реальной работы в море. И первое препятствие в том, что немногим из них удается пройти судовую практику, чтобы получить плавательный ценз, без которого рабочего диплома не видать. «Норебо» собирается предоставить будущим выпускникам МГТУ такую возможность - пройти практику на своих траулерах.

- Мы будем сопровождать их, начиная с гимназии, на всех этапах обучения, чтобы они выпускались с рабочими дипломами, как мы в свое время, - подчеркнул Владимир Григорьев.

Кстати, сам он впервые приехал в Мурманск в 15-летнем возрасте из Харькова. Приехал, чтобы получить специальность судоводителя в тогдашней средней мореходке имени Месяцева и ходить в далекие рейсы. Мечтал стать капитаном. Но его, круглого отличника, тогда отправили назад. Посмотрели документы и завернули.

- Поезжай и доучивайся в школе! - напутствовали в приемной комиссии. - С такими-то оценками, одни пятерки по всем предметам, ты в нашу вышку через два года сразу же поступишь!

Он так и сделал. Приехал снова, уже получив аттестат десятилетки, и стал курсантом высшей мореходки. Но нельзя забывать, что Григорьев был из того поколения мальчиков, которые в поисках морской романтики съезжались в мачтовый город Мурманск со всех концов тогдашней страны, из всех 15 республик. Они-то и составили нынешний золотой фонд мурманских моряков.



Сегодня, конечно, обстановка с кадрами для рыбацкой отрасли другая. Романтики в морской жизни становится все меньше. Флота продолжают пополняться сложнейшими высокотехнологичными и экологически безопасными судами различного назначения. Конечно, какая-то изначальная романтика - возможность видеть бесконечный морской простор, дышать соленым воздухом, знакомиться с новыми странами - осталась. Но помимо этого работа в море - это долгие разлуки с берегом, семьей и друзьями, повышенные нагрузки, длительное пребывание в ограниченном пространстве в замкнутом коллективе. Для этого нужны не только хорошие профессиональные навыки, а еще и крепкое здоровье, устойчивая психика. Чем не каждый может похвастаться.

Перед началом собрания мы спросили у паренька из 9-го класса гимназии, хочет ли он работать в море. Ведь с 1 сентября он собирается в морской класс.

- Конечно! - с воодушевлением ответил он. - Я на море с родителями не раз был. Красота! Теплынь, солнце, в волнах можно покувыркаться. Да и вообще, я люблю путешествия. Ну и денег подработать не помешает.

Возможно, ключевое слово - «подработать». Словно речь идет о подработке на летних каникулах: подмести школьный двор, убрать территорию. Конечно, далеко не все гимназисты представляют сегодня себе рыбацкую судьбу, как работу на всю жизнь. Тяжелую, нередко монотонную, но вместе с тем родную, с которой срастаешься так, что, уходя в желанный отпуск после многомесячного рейса, идешь по причалу к проходной и голову сворачиваешь - где там мое судно?! Как выглядит после штормов в зимнем море?

Глаза горят, значит, толк будет

Вот именно для того чтобы ребята с детства получали реальное представление о том, что собой представляет рыбацкий труд, и взялось руководство «Норебо» сотрудничать с гимназией. Здесь будут организованы сразу два морских класса - 5-й и 10-й. И в том, и в другом гимназисты будут не просто смотреть видеоролики, ходить на судовые экскурсии и встречаться с моряками, но и досконально узнавать все необходимое о рыбацкой профессии. Компания позаботилась даже о том, чтобы уже в сентябре первая партия будущих рыбаков отправилась в оздоровительный лагерь «Гандвиг». Там, в бухте на берегу Белого моря, в 30 километрах от Кандалакши они кроме прочего смогут овладеть искусством управлять шлюпками, выходить в залив под руководством опытных наставников.

- Сегодня у нас значимое событие: мы открываем морские классы в гимназии № 6, - сказал проректор МГТУ Сергей Дубровин.- Все мы знаем, что Мурманск - это город-герой, город-порт. Но без специалистов ни один порт не сможет работать, и ни один корабль не уйдет в море. И совсем не случайно в 1950 году впервые в мире в Мурманске было открыто учебное заведение, которое готовило кадры с высшим образованием именно для флотов рыбной промышленности. Сегодня в состав нашего университета вошел также морской рыбопромышленный колледж. Есть еще и филиал в городе Полярном. Мы готовим практически все кадры, востребованные в рыбной отрасли: и судоводителей, и судомехаников, и электромехаников, и технологов, и представителей других морских специальностей.

Сергей Дубровин подробно рассказал о том, как университет занимается подготовкой высококвалифицированных специалистов и вместе с партнерами по новой программе морских классов ответил на все вопросы собравшихся родителей.

А вопросов было очень много. Одна из мам, например, поинтересовалась, смогут ли девочки поступать сначала в морские классы, а затем в МГТУ.

- Смогут! - прозвучал ответ. - Правда, на судах «Норебо» они выходить в море не будут, там женский труд не предусмотрен. Но, получив специальность технолога, они будут нарасхват в рыбоперерабатывающих береговых структурах.

В общем, открытие морских классов заинтересовало очень многих.

- Самое главное, что горят глаза не только у детей, но и у учителей, - поделилась своими наблюдениями директор гимназии Нина Зубарева. - Поэтому я думаю, все у нас получится. Особенно с такими серьезными партнерами.

Как отметил в конце разговора Владимир Григорьев, аналогичных проектов подготовки к гражданским профессиям в России сегодня очень мало. Социально ориентированная работа холдинга направлена в числе прочего и на развитие и поддержку талантов и возможностей подрастающего поколения. Своих моряков здесь собираются растить сами.

Источник: mvestnik.ru