1. Объекты инвестиций
Опыт реализации первого этапа распределения инвестиционных квот показывает, что выделение прав на добычу (вылов) водных биоресурсов для стимулирования строительства береговых рыбоперерабатывающих предприятий является ошибочным решением. Необходимо принципиально признать, что права на добычу (вылов) водных биоресурсов должны предоставляться российским лицам, осуществляющим рыболовство. То есть добыча (вылов) рыбы и других водных биоресурсов должна осуществляться с использованием судов (если их использование предусматривается), а не заводов, терминалов или холодильников.
Необходимо признать, что доли квоты должны выделяться только для добычи (вылова) водных биоресурсов и производства из них рыбной продукции на судах рыбопромыслового флота. Развитие рыбопромыслового флота само по себе приведёт к развитию смежных отраслей при создании регулятором правильных условий развития отрасли, в том числе к строительству рыбоперерабатывающих заводов, судостроительных и судоремонтных верфей, грузовых терминалов для обработки и перевалки рыбы и рыбной продукции, снабжения судов рыбопромыслового флота, дистрибьюции рыбной продукции и так далее.
Таким образом, для стимулирования инвестиций в рыбодобывающую отрасль и смежные отрасли, необходимо предусматривать закрепление долей квот добычи (вылова) основных видов водных биоресурсов только под строительство судов рыбопромыслового флота.
2. Поддержка инвесторов первого этапа распределения инвестиционных квот
Для участия в первом этапе распределения инвестиционных квот российские инвесторы, полагаясь на действующее законодательство в области рыболовства, его стабильность и однозначные заверения чиновников, планировали окупаемость каждого инвестиционного проекта и свою дальнейшую деятельность, исходя из стабильности ресурсного обеспечения на момент начала заявочной кампании.
В соответствии с положением законодательства инвестиционные квоты должны были обеспечить половину загруженности объекта инвестиций, однако, фактически, учитывая аукционы на понижение, значительно больше половины мощности построенных рыболовных судов будет загружаться за счёт квот, которые были закреплены за инвесторами по историческому принципу в 2018 году на 15 лет до 2033 года («исторические квоты»).
В то же время, если права на добычу (вылов) водных биоресурсов, закрепленные по историческому принципу в 2018 году, согласно действующему законодательству, могут продлеваться на новый период в том же объеме, то инвестиционные квоты закрепляются на 15 лет без продления на новый период. В результате, согласно действующему порядку, через 15 лет после введения в эксплуатацию нового рыбопромыслового судна, собственник судна потеряет инвестиционную квоту, выделенную под строительство такого судна, что приведён к нехватке ресурсного обеспечения судна и, как следствие, к дефолту перед кредитором (банком) по кредитным договорам на постройку судна. Такое обстоятельство создаёт дисбаланс при долгосрочном планировании инвестиций в обновление рыбопромыслового флота, так как создаётся неопределённость в ресурсном обеспечении рыбопромысловых судов. Инвесторы первого этапа обеспечили финансирование на строительство рыболовных судов и возврат инвестиций, в основном, за счет своих так называемых «исторических» квот. В преддверии предлагаемых новых изъятий квот для проведения каких-либо новых программ по стимулированию инвестиций, необходимо законодательно гарантировать защиту инвестиций для инвесторов первого этапа, строящих рыбопромысловые суда. Такая защита должна быть обеспечена путем закрепления долей квот за инвесторами, строящими в России рыбопромысловые суда, в объёме, необходимом для полной загрузки таких судов в соответствии с теми расчетами (финансовыми моделями) за счет «исторических» квот таких инвесторов, которые инвесторы первого этапа предоставили в финансовые организации и Росрыболовство в своих заявлениях на участие в первом этапе распределения инвестиционных квот.
При этом инвесторам первого этапа, инвестировавшим в рыбоперерабатывающие заводы, указанные гарантии не предоставляются в связи с: 1) незначительными объёмами инвестиций по сравнению с инвестициями в строительство судов рыбопромыслового флота; 2) достаточностью выделенных квот для обеспечения возврата инвестиций в течение 15-летнего срока их закрепления и 3) в связи с ошибочностью выделения квот на строительство заводов в рамках первого этапа.
Выделенные под строительство заводов доли инвестиционных квот могут быть использованы только для добычи (вылова) водных биоресурсов с использованием судна. Выделяя водные биоресурсы для строительства заводов, создаётся возможность приобретения такими инвесторами устаревших судов, которыми будут добываться (вылавливаться) выделенные биоресурсы. Такой подход будет и дальше тормозить процесс обновления рыбопромыслового флота в России.
Необходимо законодательно установить правовую связь между правом на добычу (вылов) водных биоресурсов и наличием на праве собственности или на основании договора финансовой аренды (лизинга) рыбопромыслового судна, построенного на российских судостроительных предприятиях. При этом срок предоставления права целесообразно увязать со сроком эксплуатации рыбопромыслового судна, т.е. на период 15 – 35 лет, в зависимости от размера судна (тоннажа): для малотоннажных судов 15 лет, для среднетоннажных 25 лет, для крупнотоннажных 35 лет. Для этого предлагается с 2033 года (срок окончания действия договоров о закреплении долей квот по историческому принципу) заключать договоры о закреплении долей квот за пользователями, исходя из фактической загрузки имеющейся у них на праве собственности судов рыбопромыслового флота сроком на 15-35 лет, в зависимости от размера судна (тоннажа). С 01 января 2022 года необходимо ввести и ограничение срока эксплуатации рыбопромысловых судов 15-35 лет, в зависимости от размера судна (тоннажа). Суда, достигшие предельного возраста, соответственно 15-35 лет с даты постройки, в зависимости от размера судна (тоннажа), должны быть заменены в течении 10 лет с даты достижения указанного 15-35 летнего возраста, в зависимости от размера судна (тоннажа), но не позднее 31 декабря 2033 года, на новые суда построенные на территории Российской Федерации. Состояние судов фиксируется на 31 декабря 2021 года в специальном Реестре морских рыболовных судов («Реестр»). Допускается возможность замены судна, находящегося в Реестре («Судно 1»), на бывшее в употреблении судно, включая построенное за пределами РФ («Судно 2»), но только в рамках сроков замены судна 1 (до 31.12.2033) на новое судно, построенное на территории Российской Федерации.
Договор о закреплении доли квоты должен предусматривать обязательства пользователя осуществлять рыболовство по выделенным квотам с использованием конкретного рыбопромыслового судна (указывается в договоре, например, номер ИМО, основные размеры, тип судна и так далее). При истечении срока эксплуатации такого рыбопромыслового «Судна 1» пользователь обязуется построить новое судно соответствующего размера (тоннажа) или большего размера взамен «Судна 1» в пределах срока эксплуатации промыслового «Судна 1», с тем чтобы сохранить за собой право на долю квоты, законодательно закрепленную за пользователем с привязкой к судну 1. В том случае, если срок эксплуатации «Судна 1» истёк, а новое судно не было построено, договор о закреплении доли квоты подлежит принудительному расторжению и данная доля квоты продается (распределяется) через аукцион с обязательством построить новое рыбопромысловое судно. Если пользователь построил судно меньшего тоннажа, то за новым судном закрепляется меньшая доля, согласно тоннажу построенного судна (доля снижается пропорционально уменьшению размера судна или согласно установленным долям для каждого типового размера судна), а разница в доле принудительно изымается и продается (распределяется) на аукционе с обязательством построить новое рыбопромысловое судно соответствующего тоннажа (в зависимости от размера судна).
Все суда должны быть построены на российских судостроительных предприятиях на территории России.
3. Универсальные инструменты для стимулирования обновления рыбопромыслового флота в России
С 2022 года предлагается ограничить срок эксплуатации рыбопромысловых судов, осуществляющих добычу (вылов) водных биоресурсов в ИЭЗ Российской Федерации возрастом не более 15-35 лет, в зависимости от размера судна (тоннажа). Для этого, суда достигшие предельного возраста, соответственно 15-35 лет с даты постройки, в зависимости от размера судна (тоннажа), должны быть заменены в течении 10 лет с даты достижения указанного 15-35 летнего возраста, в зависимости от размера судна (тоннажа), но не позднее 31 декабря 2033 года, на суда, построенные на территории Российской Федерации. Состояние судов фиксируется на 31 декабря 2021 года в специальном Реестре морских рыболовных судов («Реестр»). Допускается возможность замены судна, находящегося в Реестре («Судно 1»), на бывшее в употреблении судно, включая построенное за пределами РФ («Судно 2»), но только в рамках сроков замены судна 1 (до 31.12.2033) на новое судно, построенное на территории Российской Федерации («Переходный Период»).
С учетом Переходного Периода выдавать разрешения на осуществление рыболовства только на рыбопромысловые суда, построенные на территории Российской Федерации.
При закреплении долей квот трески, пикши и минтая с 2033 года, в зависимости от размера судна (тоннажа), предусмотреть обязательство пользователя по производству рыбной продукции «глубокой переработки» (филе или производных из филе таких как сурими или продукции с добавленной стоимостью) из уловов на борту рыбопромыслового судна (указывается в договоре закрепления доли квоты в отношении водных биоресурсов, для которых такая переработка целесообразна), либо с обязательством переработки на береговом рыбоперерабатывающем предприятии, принадлежащем пользователю, на территории Российской Федерации. В случае нарушения данного обязательства: 1) в отношении квот выделенных в рамках первого этапа распределения инвестиционных квот договор о закреплении доли квоты подлежит принудительному расторжению, а доля квоты – распределению на аукционе с обязательством строительства нового рыбопромыслового судна на территории Российской Федерации и 2) в отношении «исторических» квот пользователь заплатит в бюджет РФ штраф, кратный в несколько раз размеру сбора за пользование водными биоресурсами в отчетном году.
Предлагаемые новеллы в законодательство о рыболовстве позволят ввести универсальные инструменты для стимулирования постоянного обновления рыбопромыслового флота в России на российских судостроительных предприятиях. В этом случае необходимость проведения новых этапов по распределению инвестиционных квот будет нецелесообразной, так как, по сути, все квоты будут инвестиционными в долгосрочной перспективе.
4. «Исторические» квоты
После закрепления долей квот, в том числе и ранее распределённых по историческому принципу, в зависимости от размера рыбопромыслового судна (тоннажа), с 2033 года необходимо предусмотреть существенно повышенный сбор за пользование водными биоресурсами при производстве рыбной продукции с низкой степенью переработки (разделанная рыба или неразделанная рыба).
Такое ограничение будет стимулировать пользователей инвестировать в переработку уловов на судне или на берегу, в противном случае пользователь будет: 1) лишен доли квоты, либо 2) будет вынужден продать бизнес с передачей доли квот в рамках универсального правопреемства инвесторам, которые готовы использовать водные биоресурсы (прежде всего, треска, пикша и минтай) для производства рыбной продукции с высокой степенью переработки на рыбопромысловых судах или на собственных береговых предприятиях на территории России.
5. Контроль за изъятием водных биоресурсов
С целью более эффективного контроля изъятия водных биоресурсов из среды обитания и сохранения водных биоресурсов для будущих поколений необходимо ввести обязательство фактического определения веса улова, а не определение улова путем пересчета готовой продукции в вес сырца с применением отраслевых переводных коэффициентов и индивидуальных норм выхода продукции. Для эффективности реализации данного контроля необходимо ввести эффективную систему наказания, а именно: за первое нарушение временно лишать пользователя 2 % доли квоты водных биоресурсов, являющихся предметом правонарушения, за второе нарушение временно лишать пользователя 15% доли квоты, а за третье нарушение постоянно лишать пользователя на всю долю квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, являющихся предметом правонарушения. На период временного изъятия части доли квоты необходимо предусмотреть механизм перераспределения такой части доли среди остальных пользователей. Во избежание предвзятости контроль за исполнением данного правила возложить на Межведомственную комиссию с участием представителей рыбохозяйственных организаций (союзов, ассоциаций).
6. Даты вступления соответствующих нормативно-правовых актов в силу
I. Защита инвесторов первого этапа распределения инвестиционных квот (донаделение «историческими» квотами, в рамках имеющихся у инвесторов) – 2022 год.
II. Предоставление права на добычу (вылов) водных биоресурсов с привязкой к сроку эксплуатации рыбопромыслового судна и в зависимости от размера судна – 2033 год (при этом реализация/разработка нормативно-правового акта и внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты – в 2022 году).
III. Ограничение на срок эксплуатации рыбопромысловых судов – 01.01.2022 г.
IV. Обязательство пользователей по производству рыбной продукции «глубокой переработки» и повышение ставок сборов за пользование водными биоресурсами при производстве продукции с низкой степенью переработки - 2025 год (при этом реализация/разработка нормативно-правового акта и внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты – в 2022 году).
V. Введение фактического определения веса улова – 01.01.2025 (в период 01.01.2023-31.12.2024 разработать правовые и технические требования и провести апробирование новой систем.