Группа «Норебо» активно участвует в программе инвестиционных квот: «Северная верфь» построит для холдинга десять траулеров-процессоров по проекту 170701. На Северном бассейне будут работать шесть судов (четыре уже заложено), на Дальневосточном – четыре. Флот для двух регионов спроектирован немного разным по «начинке», но все эти траулеры будут отличаться улучшенными мореходными качествами и полной переработкой уловов.
Больше места на борту
«Перед нами стояла непростая задача: создать практически с нуля новое высокотехнологичное судно, которое сможет работать как на Северном, так и на Дальневосточном бассейне. За основу был взят проект исландского проектно-конструкторского бюро Nautic и существенно доработан», – рассказал Fishnews заместитель директора ООО «Управляющая компания Норебо» Сергей Сенников.
Он обратил внимание, что основной особенностью нового траулера является корпус: при длине в 81,6 м и ширине 16 м судно обладает большей вместимостью, чем судно с традиционным корпусом. Экипаж составит 80 человек.
«Проект 170701 – прекрасный пример инновационного подхода, в рамках которого создана принципиально новая архитектура. Благодаря капсулообразной форме носовых обводов и уникальному строению корпуса траулер будет обладать повышенными мореходными качествами и увеличенной площадью рабочего пространства на борту», – отметил Сергей Сенников.
В составе флота «Норебо» уже есть судно с таким корпусом – траулер «Кильдин». Он обеспечивает поставки охлажденного сырья на рыбоперерабатывающую фабрику в Мурманской области. Практика эксплуатации «Кильдина» в сложных погодных условиях показала, что выбор концепции судна был сделан правильно.
Производство – безотходное
На новые траулеры установят самое современное промысловое и рыбоперерабатывающее оборудование. «Пока всех технических деталей мы раскрыть не можем, но наша задача – увеличить экономическую эффективность от использования каждого килограмма улова и обеспечить безотходное производство», – подчеркнул представитель ООО «УК Норебо».
Предприятия холдинга давно занимаются производством продукции с высокой степенью переработки в море. Их опыт использовали технические специалисты «Норебо» совместно с проектантами из «Наутик Рус» (компания входит в исландский консорциум Knarr) и «Северной верфью». Оба предприятия, которые находятся в Санкт-Петербурге, провели большую работу по определению технического насыщения будущих траулеров.
Производственные характеристики судов для каждого бассейна отличаются, так как они будут работать на разных промысловых объектах.
Каждый траулер-процессор для Северного бассейна сможет производить до 40 тонн филе из трески и пикши, а также до 60 тонн мороженой разделанной продукции в сутки. Кроме того, на судне будут выпускать консервы из печени трески и рыбную муку – это позволит полностью использовать все отходы производства. Морозильные мощности составят 100 тонн готовой продукции в сутки.
Дальневосточное судно проекта 170701 будет производить до 45 тонн филе минтая и до 90 тонн мороженой разделанной продукции из минтая и сельди. Здесь тоже предусмотрено безотходное производство: траулеры будут морозить икру, молоки и печень минтая, выпускать рыбную муку. Морозильные мощности траулера-процессора для Дальнего Востока такие же – 100 тонн готовой продукции в сутки.
Траулер-процессор создают достаточно универсальным, но траловые комплексы (под разные виды тралов) и техническое насыщение рыбоперерабатывающей фабрики на судах различаются.
Заказы ожидают в срок
По словам Сергея Сенникова, строительство идет в основном по графику, а в отдельных случаях уже и с опережением. «Как и ожидалось, некоторые задержки возникают с головным судном – «Капитан Соколов», но на его строительство сразу закладывался более длительный период. Каких-то решений о переносе сроков наступления ключевых событий мы не принимали. Однако если небольшие изменения в графике строительства и будут, то они никак не скажутся на общем сроке реализации объекта инвестиций», – заявил заместитель директора ООО «УК Норебо».
Изначально требования к объектам инвестиций предусматривали условия по локализации в объеме не менее 30% от общей стоимости судна. «Норебо» старается увеличить этот процент. В частности, поставщиков стимулируют переносить свои представительства и производства в Россию.
«В некоторых случаях удается найти российских поставщиков, качество продукции которых не уступает иностранной», – заметил Сергей Сенников.
Передача «Капитана Соколова» заказчику планируется в сентябре 2020 года, после этого траулер-процессор будет зарегистрирован в Российском международном реестре судов. Далее судно перегонят в порт назначения, после чего будут проводиться испытания на промысле. В дальнейшем строящийся флот «Норебо» будет передаваться рыбакам с промежутками менее чем в полгода, рассказал собеседник Fishnews.
«Общий объем инвестиций в строительство десяти судов по проекту 170701 в рублевом эквиваленте составит порядка 38,4 млрд рублей, – сообщил представитель холдинга. – Часть расходов на закупку зарубежного оборудования запланирована в иностранной валюте. На сегодня наши компании уже инвестировали в реализацию этих проектов порядка 9,8 млрд рублей. Финансирование осуществляется как за счет собственных средств «Норебо», так и за счет заемных средств Сбербанка России».
При сдаче объекта инвестиций будет проверяться соответствие построенного судна характеристикам, заявленным в инвестиционном проекте. «Основное внимание, как мы понимаем, уделят производственным характеристикам фабрики. Заявленные нами характеристики существенно превышают требования, предусмотренные в постановлении правительства», – подчеркнул Сергей Сенников.
10 «инвестиционных» судов – не предел
По оценке заместителя директора ООО «УК Норебо», в целом кампания инвестквот проходит достаточно спокойно, хотя и возникают определенные моменты, которые требуют дополнительного регулирования. «В частности, порядок внесения изменений в инвестиционные проекты, порядок принятия объектов инвестиций и т.д., – отметил Сергей Сенников. – В большинстве случаев уже подготовлены соответствующие нормативно-правовые акты, которые призваны устранить имеющиеся правовые пробелы».
Программа инвестквот может быть дополнена, например, на Дальнем Востоке тихоокеанской треской и палтусом. Готовятся поправки в соответствующие постановления Правительства.
«Для нас такие изменения интересны. «Норебо» уже сейчас прорабатывает потенциальные проекты судов, которые могут быть построены по такой программе», – сообщил Сергей Сенников.
Источник: «Fishnews – Новости рыболовства»