Заместитель директора УК «Норебо» по международным вопросам и связи с общественностью Сергей Сенников в кулуарах Рыбопромышленного форума и выставки рыбной индустрии рассказал «Медиапалубе» о том, как санкции и перестройка логистики при поставках комплектующих отразились на строительстве новых траулеров и на ремонте уже эксплуатирующихся. Также он поделился подробностями о реализации проектов «Норебо», вышедших на первый план в связи изменениями на рынке.
- Сергей Александрович, как с учетом текущих производственных коллапсов в России, продвигается строительство траулеров для «Норебо»?
- Общий портфель по строительству траулеров для группы компаний сейчас составляет 16 судов. Мы уверены, что все эти проекты будут реализованы — пусть и некоторые из них с задержками.
Напомню, на «Северной верфи» строится серия из 10 траулеров-процессоров проекта 170701, разработанного КБ «Наутик Рус» для «Норебо». Это запоминающиеся суда с необычной архитектурой носовой части типа Enduro Bow. На данный момент завершается строительство головного траулера: планируем, что верфь передаст нам его до конца года. Сдачу первого серийного судна ожидаем в начале 2023-го. Шесть судов из этой линейки будет эксплуатироваться на Северном бассейне, они обеспечены всеми комплектующими — полностью или частично (есть все основное оборудование).
Другие четыре судна из этой десятки пойдут работать на Дальний Восток, по ним проект был немного изменен — у них будет отличная от северной флотилии фабрика и тралы. То есть основной проект такой же, но есть небольшие корректировки. По ним действительно возникли небольшие проблемы с комплектующими. Сейчас мы проработали альтернативы по всем десяти судам — все оборудование либо уже у нас «на руках», либо будет получено в ближайшее время. В общем и целом, этот проект не приостановлен. Сроки затягивает верфь, но на это есть свои объективные причины. В целом, процесс идет — медленнее, чем хотелось бы, но тем не менее.
Кроме того, по нашему заказу реализуется серия из четырех судов-ярусоловов, предназначенных для промысла трески и палтуса на Дальнем Востоке. Их тоже проектировали в КБ «Наутик Рус», суда также будут отличаться нестандартными носовыми обводами. Эта линейка реализуется в целях планомерной замены нашего старого флота — ярусников, построенных в 90-х в Германии. Планировалось, что новые суда будут также построены на «Северной верфи», но из-за большой загруженности завода, было принято решение перенести заказ на предприятие «Пелла-Стапель» в Ленинградской области, сейчас идет согласование этих процессов с Минпромторгом и Росрыболовством. В ближайшее время мы планируем уже начать резку металла и закладывать первые секции.
Там же, на «Пелле», мы строим два судна по уже более классическому проекту среднетоннажных траулеров для Северного бассейна. Они тоже находятся в достаточно высокой степени готовности. Думаю, что в конце этого года — начале следующего эти суда будут достроены и переданы нашим компаниям.
- Есть ли у российских предприятий возможность произвести и поставить основное оборудование для промыслового флота — агрегаты для переработки, хранения и так далее?
- Какие-то элементы в России производятся — к примеру, здесь можно приобрести морозильное оборудование. Но полностью заменить иностранных производителей того же рыбоперерабатывающего оборудования сейчас невозможно. Во-первых, как правило, такие производители — это компании со столетними историями, с большим опытом поставок. В большинстве своем они специализируются на оборудовании для пищевой промышленности в целом, и рыба для них лишь один из сегментов большого спектра направлений деятельности. Зачастую это постепенная адаптация береговых агрегатов под судовые требования.
Во-вторых, подобная техника создается, обслуживается, модернизируется в течение длительного периода. И разрабатывается это оборудование в тесной связи с предприятиями-заказчиками. Таким образом, годами специалисты набираются опыта, собирают отзывы, вносят корректировки, внедряют новые технологии — это большая отрасль достаточно узкой специализации со множеством нюансов, которые можно понять только на практике. Поэтому в мире в принципе не так много производителей этого оборудования.
В-третьих, рыбоперерабатывающая фабрика — это сложный механизм. Для ее производства предварительно необходимо создать множество других составных элементов, в том числе технологического оборудования для разделки рыбы и производства продукции на борту. Производятся расчеты, чтобы фабрика подходила конкретному судну — не влияла на его остойчивость, отвечала закладываемым объемам вылова, согласовывалась по количеству мест для хранения и так далее. Выпуск фабрик — это не конвейерное производство. Соответственно, и замещение исходной продукции нужно начинать с более простых элементов, которые потом будут входить в структуру рыбоперерабатывающего оборудования.
Конечно, в России планы по запуску аналогичного производства есть, но конкретных результатов пока мы не наблюдаем. Надеемся, что в ближайшее время появятся отечественные исполнители, либо будут локализоваться иностранные производства.
- Могут ли оборудование поставлять страны, которые еще готовы работать с рынком РФ? Тот же Китай.
Могу сказать, что и старые поставщики, в том числе из Европы, не хотят прекращать с нами работать. Ведь российский рынок, где строится большое количество промысловых судов, для таких производителей сейчас более чем перспективен, учитывая, что все это перерабатывающее оборудование рассчитано на достаточно ограниченный сегмент потребителей. Все-таки, это бизнес. Есть страны, помимо Китая и Кореи, которые также готовы поставлять оборудование на наш флот. Однако, это уже не в компетенциях одной лишь компании.
Говорить что-то более конкретное пока рано. Универсального решения при налаживании поставок нет, каждая компания решает эту историю самостоятельно. Минпромторг пытается наладить поставки в массовом порядке, но, я думаю, что достаточно долго мы еще будем решать каждый случай индивидуально, «вручную».
Если в России действительно будут направлены силы на развитие собственного производства, даже если все это будет происходить очень медленно, это уже будет стимулирующим фактором для промышленности. То есть само по себе декларирование того, что мы инвестируем в эту нишу, уже будет надежным подспорьем, в том числе и для иностранных поставщиков, которые позволят себе быть более гибкими.
- Как оцениваете такой инструмент, предложенный Минпромторгом, как «параллельный импорт»?
- Если будут предложены подобные механизмы поставок, актуальные для нашей отрасли, то мы готовы ими воспользоваться. У нас не так много вариантов по замене комплектующих.
Но здесь может возникнуть не только, банально, проблема обслуживания, о которой все и так знают. Глобально вопрос не в том, чтобы скопировать какую-либо технику — это, думаю, сделать достаточно просто и в текущих производственных условиях РФ. Помимо того, что нужно произвести сам агрегат, нужно обеспечить его дальнейшее техническое обслуживание, ремонт, производство запчастей. И эта техника должна как-то развиваться, через какое-то время производитель должен предлагать новые варианты по улучшению, формировать линейку в зависимости от потребностей потребителей. Это уже более глобальная задача.
Скопированный аналог может быть интересен в моменте — для срочной замены на заказе. Но в долгосрочной перспективе это неактуально.
- Что сейчас происходит с судоремонтом рыбодобывающего флота? Какое-то время назад вы говорили, что европейские компании отказывают российским компаниям в сотрудничестве.
- Действительно, есть компании, которые отказывают в ремонте российского флота. Такие решения мы, естественно, считаем неправильными. Кто-то все же продолжает работу с отечественными заказами, по крайней мере пока.
Наиболее актуальной эта проблема будет для Дальнего Востока, поскольку на Северо-Западе еще есть какие-то судоремонтные базы, хотя и они загружены и ограничены по функционалу.
Именно поэтому мы сейчас возводим собственное судоремонтное предприятие на Дальнем Востоке и надеемся, что теперь, в связи с резко возросшей потребностью, процесс будет идти более динамично. Мощности запускаются на базе достаточно старого предприятия, ведется и еще предстоит провести много работы. Мы оснащаем это производство таким образом, чтобы при эксплуатации оно ничем не уступало корейским и китайским ремонтным базам.
Наша глобальная цель на данном этапе — создать хорошую судоремонтную базу, где можно будет полноценно обслуживать не только флот нашей группы компаний, но и других судоходных организаций, коих в дальневосточном регионе очень много.
Упомяну еще один новый важный проект инфраструктуры — строительство крупнейшего терминала по комплексному обслуживанию промыслового флота и перевалке рыбпродукции на Кольском полуострове. Территориально база будет расположена рядом с рыбоперерабатывающим комплексом «Полярное море+» в Минькино. На базе будет построен контейнерный терминал, мощности для проведения погрузочно-разгрузочных работ, автоматизированный промышленный холодильник — все для обеспечения полноценной логистики и оказания сервиса по обслуживанию промыслового и торгового флотов. Это достаточно дорогостоящий и длительный по времени возведения проект, но мы считаем, что сейчас в России необходимо создать большую судоремонтную базу и начать нарабатывать собственные компетенции по судоремонту.
Кроме того, проект обеспечит порядка 250 рабочих мест, что в перспективе позволит развивать кадровый потенциал. А это, в свою очередь, даст подспорье для развития региона.
- В России много судоремонтных заводов, почему нельзя обратиться к ним?
- Потому что эти СРЗ, во-первых, и так загружены. А во-вторых, они специализируется на других типах судов. Эти предприятия, как правило, обслуживают транспортные суда, флот по перевозке нефти и газа, военные корабли и так далее.
Наш флот имеет свои особенности, куда входит обслуживание фабрик, лебедок промыслового комплекса и прочего. Это не классическое оборудование, вроде двигателей, которые есть на каждом судне. И здесь, опять же, встает вопрос о нехватке компетенций.
Источник: paluba.media