Большая часть частных компаний ремонтирует свои суда в Южной Корее, Китае и Японии.
На Дальнем Востоке самый мощный и многочисленный рыбопромысловый флот в России, но вот ремонтировать его некому. Мощностей отечественных судоремонтных предприятий не хватает на все суда, которые нуждаются в ремонте, а потому их приходится приводить в порядок в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Что с этим можно сделать, решали на первой конференции «Судоремонт, модернизация, комплектующие».
Проблема во всей красе
Представители Минпромторга и Всероссийской ассоциации рыбопромышленников в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне проанализировали состояние судоремонтной сферы в макрорегионе. По словам специалистов, с 2022 по 2025 годы ремонт потребуется 60-80 крупнотоннажным судам. Однако в среднем в ДФО в год ремонтируют всего 25-30 таких судов. В собственности частных компаний, по данным 2022 года, находится 1100 судов для разных видов деятельности. Половина из них — рыбодобывающие.
В России сегодня работает более 170 плавучих доков, которые необходимы для проведения работ. На Дальнем Востоке размещено всего 23 дока, занесенных в Морской регистр и Российское классификационное общество. Значительная часть из них используется уже более 40 лет. Это означает, что отечественные предприятия не проводят работы на современных высокотехнологичных судах.
В итоге 70% рыболовецкого и гражданского морского флота ремонтируют в Южной Корее, Китае и Японии.
Исполнительный директор Северо-Западного рыбопромышленного консорциума Сергей Несветов отметил — проблема с ремонтом судов назрела давно. По его словам, рыбаки уже 10 лет уходят к иностранным ремонтникам, так как им важно получить качественно выполненную услугу в сжатые сроки. Иначе суда вместо прибыли начнут приносить многомиллионные убытки.
Нужно упрощать импорт и наладить производство российского оборудования и комплектующих, считает Несветов, что потребует огромных вложений.
Решение
Руководитель Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев озвучил ряд инициатив, которые должны помочь решить проблему судоремонта в России и на Дальнем Востоке. По его словам, нужно организовать судоремонтные кластеры на Камчатке, в Приморье, Мурманске и Калининграде. Предварительная сумма инвестиций в эти проекты — около 20 млрд рублей. Значит, по его словам, нужно привлекать крупных инвесторов.
Для этого можно включить предприятия по судоремонту и судостроению в список тех, кому разрешен беспошлинный ввоз оборудования. Также их следует освободить от НДС и ввести льготное кредитование.
Другие участники конференции напомнили, что на Дальнем Востоке существуют инициативы, которые также могли бы привлечь внимание инвесторов к судоремонтной сфере. В качестве примера была приведена группа компаний «Норебо», реализующая проект по созданию судоремонтной базы на Камчатке. Предприятие «Рем-Нова ДВ», входящее в состав группы, в этом году получила статус резидента Территории опережающего развития и теперь может пользоваться всеми возможностями этого статуса.
Ранее заместитель гендиректора Корпорации развития Дальнего Востока по развитию рыбохозяйственного комплекса Иван Новиков сообщал — будет сделано все возможное для поддержки судоремонтной сферы.
Источник: vostok.today