Российские рыбопромысловые компании с большим вниманием относятся к экологической устойчивости промысла трески и пикши в Северо-Восточной Атлантике.
С 2014 года рыбопромышленный холдинг «КАРАТ» совместно со специалистами Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М.Книповича (ПИНРО) проводит научно-исследовательские работы по разработке опытной модели модернизированного донного трала, который бы отвечал интересам рыбаков и оказывал меньше воздействия на морское дно и его обитателей по сравнению с традиционным донным тралом.
Данные исследования проводятся этапами в рамках, которых выполняются следующие работы: разработка конструкторской документации, создание и испытание опытных моделей и натурных образцов нового трала с оснасткой.
Необходимость совместного финансирования таких исследований обсуждалась в рамках Координационного совета по развитию экологически устойчивого рыболовства в северной части Атлантического океана (Координационный совет), созданного 17 марта 2016 г. в Мурманске и объединяющего рыбопромышленный холдинг «КАРАТ», НО «Союз рыбопромышленников Севера», группу компаний «ФЭСТ» и АО «Архангельский Траловый Флот».
22 июня между участниками Координационного совета и ПИНРО был подписан многосторонний договор о проведении очередного этапа научных исследований по модернизации донного трала. Научно-исследовательские работы по данному договору будут осуществляться в 2 этапа в 2016 и 2017 гг. В рамках первого этапа планируется осуществить составление схемы силовой модели экспериментальной оснастки траловой доски и проведение ее испытания в гидроканале замкнутого цикла. В рамках второго этапа планируется проведение испытаний модели экспериментальной оснастки нижней подборы донного трала в гидроканале замкнутого цикла, а также испытания в условиях открытого водоёма.
Запланирован достаточно большой объём работ, требующий существенного финансирования. Для достижения поставленных целей по развитию экологически устойчивого рыболовства российские рыбопромысловые компании приняли решение совместно финансировать данный проект.
После анализа проведённых исследований будет обсуждаться вопрос о продолжении работ, включая создание натурного экспериментального образца нового трала с оснасткой и его испытание в море на промысле трески и пикши, а также анализ экономической эффективности от перехода российских рыбопромысловых судов на такое модернизированное орудие лова.
Аналогичные исследования проводят и в других странах, в частности в Норвегии и Исландии, но пока готовое модернизированное орудие лова, позволяющее вести промысел также эффективно, как традиционный донный трал, никто предложить не может.
В случае успеха, мы сможет получить модернизированный донный трал, который будет оказывать существенно меньшее воздействие на морские донные сообщества, а также позволит экономить топливо в связи со снижением сопротивления орудия лова в воде.