В результате реализации первого этапа инвестквот эксперты заговорили о грядущих проблемах в рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отрасли. Что происходит в Северном бассейне? И как проблемы отрасли отразятся на простом потребителе? Эксперты поделились своими мнениями с "Би-портом".

Штрафы по цене рыбной фабрики

Напомним, летом 2018 года Росрыболовство распределило инвестиционные квоты на вылов трески и пикши под строительство восьми береговых рыбоперерабатывающих заводов для Северного бассейна. Квоты на вылов трески и пикши для реализации проектов выделялись в Баренцевом и Норвежском морях.

И теперь в течение 15 лет инвесторы обязаны производить на новом предприятии продукцию объемом не менее 70 процентов от предоставленной инвестиционной квоты.

Однако, на практике это условие невыполнимо, так как Росрыболовство учитывает только вес произведенной продукции, а он, конечно же, намного меньше веса рыбы-сырца. В результате, фабрики по переработке улова могут ожидать многомиллионные штрафы. Правда, пока эта ситуация не коснулась рыбопромышленников Мурманска.

Добывающих судов станет больше, и рыба дороже?

Как сообщал "Би-порт", в рамках первого этапа инвестквот с 2018 года российские корабелы должны были построить 64 рыбопромысловых и 41 краболовное суда. К февралю этого года заказчикам передали лишь 14 судов: десять рыбопромысловых и четыре краболовных.

Как рассказал "Би-порту" полномочный представитель директора холдинга "Норебо" Владимир Григорьев, сейчас холдинг строит 16 судов по программе инвестквот. Из них шесть судов – по проекту 170101, способных переработать 150 тонн улова в сутки без отходов, когда прямо на борту производится рыбное филе, консервы, рыбная мука и рыбный жир. Первое такое судно "Капитан Соколов" холдинг планирует принять в третьем квартале этого года. Еще два судна проекта 1701, каждый производительностью в 100 тонн в сутки, также скоро выйдут на промысел: "Ореон" – во втором квартале этого года, "Лев" – в третьем.

Второй этап инвестквот не затронул рыбаков Северного бассейна, добывающих рыбу. Но серьезно задел промысел краба, так как на втором этапе инвестквот оставшиеся 50% краба (до этого распределяемых по историческому принципу) планируют продать на аукционах.

С этим предположением согласны и в "Норебо".

"Переизбыток судов будет у краболовов. До строительства новых краболовных судов имеющийся флот справлялся с объемами добычи. По мере ввода новых краболовных судов в строй, будут списываться старые суда постройки 70-80 годов прошлого века", - полагает Владимир Григорьев.

По мнению Владимира Григорьева, проблемы переизбытка мощностей рыбодобывающего флота не стоит.

Эксперты могут в чем-то не соглашаться, но людей волнует, в первую очередь, как эти процессы в рыбной отрасли отразятся на их кошельке.

Представитель холдинга "Норебо" отмечает, что цены на рыбу и рыбную продукцию имеют тенденцию к снижению.

"Во-первых, наличие высокопроизводительных судов позволит уменьшить себестоимость рыбной продукции. Во-вторых, европейские порты, кроме трех в Северной Норвегии, закрыты для российских рыбаков. Поэтому продукция в основном поступает на российский берег, хотя раньше 70% уходило за рубеж еще в море. Рынок сейчас стабильный, и цены, наоборот, имеют тенденцию к снижению", - утверждает Владимир Григорьев.

"Цены на рыбу в магазинах не сопоставимы с затратами на ее добычу. Основная добавочная стоимость формируется на берегу институтом посредников. И это данность. К примеру, рыбаки пришли, скинули 2 тысячи тонн мойвы. Получили деньги и снова ушли на промысел. А эту мойву надо хранить в холодильнике (деньги капают), и продать ее, получится, может, только через год", - пояснил Андрей Роман.

По данным Росстата, в январе 2023 года снизились цены на мороженые печень и молоки рыбы – на 2,5%, на мороженых ракообразных – на 0,5%, на рыбные консервы – на 0,2%. При этом рыба (включая филе, копчёную и вяленую) подорожала на 5%.

 

 

Первоисточник: b-port