Это может сократить сроки строительства и упростить импорт комплектующих.
Один из крупнейших в России рыбопромышленных холдингов «Норебо» может отказаться от услуг «Северной верфи» в Санкт-Петербурге (входит в государственную Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) для достройки четырех траулеров. Факт переговоров о переносе подтвердил замдиректора «Норебо» Сергей Сенников.
Четыре из 10 траулеров, заказанных ОСК, будут достраиваться на собственной верфи «Норебо» «Пелла-стапель» в Ленобласти.
Сергей Сенников пояснил «Ведомостям», что перенос четырех судов «находится на стадии обсуждения с заводом». По его словам, на данный момент первые пять траулеров из 10 заказанных спущены на воду и находятся на различной стадии постройки, шестой – на «стадии формирования корпуса», его «Северная верфь» должна сдать летом 2025 г. Сенников считает, что мощностей «Пелла-стапеля» достаточно для строительства траулеров проекта 170701 (серия из 10 судов длиной 81,6 м, шириной 16 м и водоизмещением 5500 т) «как на начальном этапе, так и после спуска на воду».
Серия траулеров-процессоров (предназначены для добычи водных биоресурсов с помощью трала и их заморозки) была заказана в рамках первого этапа госпрограммы инвестквот, или «квот под киль» (выделение рыболовецких квот при постройке нового судна или рыбоперерабатывающего завода). Ранее сообщалось, что сумма контракта «Норебо» на 10 судов на момент его заключения составляла 38,4 млрд руб. То есть одно судно в среднем стоило порядка 3,84 млрд руб.
Представитель «Норебо» сказал «Ведомостям», что траулеры «различаются по наполнению оборудованием, а значит, и по стоимости». Но цену заказов, которые будут перенесены на «Пеллу», не раскрыл. Начальная цена контракта не менялась, добавил он.
В процессе строительства судов затраты верфей значительно выросли из-за переноса сроков сдачи и отказа иностранных производителей поставлять уже оплаченное оборудование («Ведомости» писали об этом 20 февраля 2023 г.). Источник «Ведомостей» на одном из судостроительных предприятий Петербурга уточняет, что Выборгский судостроительный завод строит «похожие по наполнению» серийные рыболовные суда за 87 млн евро (6,9 млрд руб. при текущем курсе) за единицу. Таким образом, стоимость переведенных на «Пелла-стапель» траулеров может варьироваться от 16 млрд до 28 млрд руб.
Представитель Росрыболовства заявил «Ведомостям», что регулятор «не видит проблем» в переносе строительства с одной верфи на другую по решению заказчика, если не будет дополнительных сдвигов сроков строительства. «Перенос не приведет к лишению части долей квот [в рамках госпрограммы], если не будут нарушены обязательства по договору об их предоставлении. Переоформление инвестсоглашения между Росрыболовством и «Норебо» в данном случае не требуется», – уточнил представитель ведомства.
Представитель Минпромторга сказал «Ведомостям», что нормативно-правовые акты, регламентирующие строительство в рамках программы «квоты под киль», предусматривают возможность замены верфи. И добавил, что сосредоточение денежных потоков, контроля и исполнения заказов в одних руках «увеличивает вероятность успешной реализации проекта с наименьшими издержками».
Эксперты в целом положительно оценивают перенос строительства заказов на верфь, находящуюся вне контура ОСК. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что у предприятия вне ОСК и не находящегося под санкциями «больше возможностей для организации поставок судового комплектующего оборудования», в том числе из стран ЕС.
Консолидация крупным заказчиком судостроительных мощностей, по словам Бурмистрова, позволяет сократить сроки сдачи судов «за счет оперативного решения финансовых вопросов и ускорения согласований». При этом проблема перепроектирования судов и замены ряда комплектующих, по его мнению, сохранится.
Первоисточник: vedomosti.ru