Ярусный флот, пришедший работать на Камчатку в 1990-х, имеет трудную судьбу. Но невзгоды остались в прошлом. Смена акционеров позволила начать эту историю с чистого листа.

Теперь суда ярусного флота принадлежат АО «ЯМСы». Они успешно ведут промысел, наращивая объемы вылова. Каких результатов АО «ЯМСы» достигло к сегодняшнему дню? Что ждет от завтрашнего?

Экскурс в историю
Средние морозильные ярусники (ярусоловы) – почти одногодки. Они были построены в Германии в 1993–1994 годах и оказались незаменимы при освоении донных видов рыб у нашего полуострова. Эти суда могут вести промысел в районах, недоступных для трала. Это районы со сложной топографией дна, большими глубинами. Таких у камчатских берегов немало, поэтому именно ярусный флот помог наиболее эффективно использовать рыбные ресурсы Камчатки.

Сначала суда были переданы ЗАО «АКРОС». Затем для них создали отдельную компанию – ООО «Камчатка-Восток», но ЗАО «АКРОС» продолжало обеспечивать ярусоловы квотами.

У этого флота трудная судьба. Нет нужды пересказывать все ее хитросплетения. Напомню лишь, что в 2009-м по недомыслию, либо злому умыслу некоторых чиновников, суда не смогли выйти на промысел и простояли на мертвом якоре почти два года. Только после личного вмешательства Владимира Путина, который в то время был премьер-министром, они возобновили лов.

Новый и важный этап для них начался пять лет назад, когда на Камчатку пришел один из крупнейших рыболовных холдингов России и мира, ныне известный как «Норебо». «АКРОС» стал его частью. Для управления ярусным флотом было образовано АО «ЯМСы», которое также входит в «Норебо». Новое предприятие возглавил Михаил Галахин, работавший до этого капитаном ярусолова «Калкан».

Невзгоды, пережитые в 2000-х, сказались и на флоте, и на экипажах. Холдинг «Норебо» начал шаг за шагом решать проблемы ярусного флота. Сегодня флот АО «ЯМСы» насчитывает восемь единиц.

Более 20 лет эксплуатации – немалый срок, но все суда в отличном техническом состоянии. Компания не экономит ни на ремонте, ни на оборудовании. Как следствие, растет эффективность промысла.

Путь к успеху
«Наше предприятие лидирует в России по добыче ярусной трески и палтуса. Наш ежегодный вылов составляет порядка 20 тысяч тонн рыбы», – говорит Михаил Галахин.

Ярусный лов не так масштабен, как траловый. Зато рыба, добытая ярусом, ценится выше, так как меньше травмируется во время добычи. Это продукт премиум-класса.

АО «ЯМСы» – одна из немногих российских рыбодобывающих компаний, которая производит филе из свежего улова на судах без лишней заморозки. Информация о том, что товар изготовлен АО «ЯМСы», служит знаком качества на международном рынке, где неоднократно замороженные рыбные продукты (как правило, китайские) теряют спрос.

Предприятие работает не только на экспорт: значительный объем улова поступает и на внутренний рынок. Все камчатские переработчики черного палтуса приобретают сырец у АО «ЯМСы». Если увидите в продаже продукт из этой рыбы, можете не сомневаться: она добыта судами этой фирмы. Причем «ЯМСы» работают лишь с надежными партнерами. Те, кто хочет заработать шальные деньги на перепродаже чужого улова, давно отсеялись.

Бывают предприятия, вроде успешные, однако рабочий люд там не держится. Об АО «ЯМСы» такого не скажешь. Если год выдался прибыльным, он стал прибыльным для всех 250 работников этой фирмы без исключения.

«В 2017-м предприятие и наши рыбаки заработали неплохо, – говорит Михаил Галахин. – Члены экипажей стали брать ипотеки, кредиты. Значит, у людей появилась уверенность в будущем. Текучести кадров нет. Те, кто когда-то ушел, не увидев перспективы, возвращаются».

«Сегодня матрос в АО «ЯМСы» может заработать за рейс почти вдвое больше, чем я зарабатывал старшим помощником капитана», – говорит начальник отдела эксплуатации флота Андрей Ковалёв, который, как и Михаил Галахин, перешел на административную должность с ярусного флота.

По его словам, в компании все подчинено интересам членов экипажей. Норма питания – одна из самых высоких на камчатском флоте: 450 рублей на человека в день. Судовое снабжение покупается только самое лучшее. У рыбаков, работающих в море, есть Интернет, ТВ, постоянная связь с родными и близкими. Скоро между судами и берегом появится видеосвязь.

«Любой член экипажа может напрямую позвонить гендиректору или мне с жалобой или предложением. Мы считаем своей обязанностью выслушать каждого и решить его проблему. «Не могу», «Не знаю», «Не успеваю» – таких ответов в нашем коллективе вы не услышите ни от руководителя, ни от простого матроса», – говорит Андрей Ковалёв.

Кубок «Аланетта»
Сейчас все суда АО «ЯМСы», завершив рейсы, стоят в Петропавловске и готовятся к новой экспедиции. Место стоянки – причалы ООО «Терминал «Сероглазка». Эта компания, созданная на базе флота ЗАО «АКРОС», тоже входит в группу «Норебо» и является одним из крупнейших грузовых терминалов Камчатки. Здесь же суда получают весь набор флотских услуг.

На любом флоте есть свой флагманский корабль. Флагманом АО «ЯМСы» стал СЯМ «Аланетт». Как и другие суда компании, СЯМ «Аланетт» построен в начале 1990-х. Проект считается очень удачным. Рабочие качества, мореходность и другие характеристики судна не устарели. Для экипажа созданы комфортные условия. В каждой каюте – душ, санузел. На борту есть финская сауна. Эти евростандарты только-только приходят на наш флот, а для тех, кто работал на судах АО «ЯМСы», они стали нормой еще 20 лет назад.

Долгое время СЯМ «Аланетт» командовал капитан Григорий Петрович Головатюк, который передал судно в надежные руки. В 2017-м по итогам промысла экипаж СЯМ «Аланетт» признан лучшим в АО «ЯМСы». Рыбакам помимо денежной премии в очередной раз вручили переходящий кубок (есть такая традиция в компании).

«В этом году было два рейса. Первый длился с января по апрель. Потом – небольшая передышка. С апреля по август – снова в море. В итоге общий вылов – порядка 2,5 тысячи тонн, самый высокий показатель по флоту нашей компании», – рассказывает капитан СЯМ «Аланетт» Дмитрий Коробко.

Капитан Д.В. Коробко – роставчанин, прилетел на Камчатку в 1998 году, чтобы посмотреть, как здесь работают в море. В свой первый рейс отправился дневальным, чистил картошку на камбузе. Теперь он один из самых молодых капитанов АО «ЯМСы». Дмитрий уверен: капитан должен расти с должности матроса, чтобы все уметь и объяснить любому на судне, как работать.

Сейчас на СЯМ «Аланетт» завершаются ремонтные работы. В ноябре он вместе с другими судами АО «ЯМСы» отправится в очередной рейс. Поведет его опытный капитан Николай Вейтман, которого многие в компании считают своим наставником.

Новые надежды
В этом году АО «ЯМСы» ждет новоселье. В ноябре ряд дальневосточных компаний, которые входят в холдинг «Норебо», переедут в новое офисное здание в Сероглазке. Помимо АО «ЯМСы» здесь расположится аппарат управления АО «АКРОС», ООО «Ролиз», ЗАО «Сахалин Лизинг Флот», ООО «Магадантралфлот».

Пять лет назад кто-то опасался, что бизнес, приобретенный на Камчатке холдингом «Норебо», уйдет из нашего региона. Но этого не произошло, наоборот: здесь появились новые компании, новые рабочие места. «Норебо» вкладывает огромные средства в ООО «Терминал «Сероглазка», которое фактически заменило нам почивший рыбный порт. Ежегодно десятки тысяч тонн рыбной продукции отправляются отсюда в контейнерах на российский и зарубежный рынки. АО «ЯМСы» активно участвует в этом проекте, получившем статус резидента свободного порта Владивосток.

«Группа «Норебо» стала одним из крупнейших инвесторов Камчатки, – говорит Михаил Галахин. – Благодаря нашим акционерам мы обновляем флот, покупаем дополнительные доли квот. Мы развиваемся. У нас большие планы».

2018-й – не за горами. Многие рыбаки из АО «ЯМСы» и других предприятий группы «Норебо» встретят его в море не за праздничным столом, а за работой. Пожелаем им богатого улова: для них это станет лучшим началом нового года.

Источник: Рыбак Камчатки